«Методические рекомендации для учителей-предметников по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»
Автор: Лещинская О.А.,
учитель иностранных языков МБОУ «СШ №12»
Рецензент:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического образования ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»
Г.А. Петрова
Аннотация
В данных методических рекомендациях представлены теоретические и практико-ориентированные материалы по актуальным проблемам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Рекомендации предназначены для учителей иностранных языков, а также педагогов, осваивающих новые технологии и внедряющих их в свою практику.
Сегодняшние ученики – «цифровые аборигены», которые мыслят визуальными образами. Рассматривая ситуацию в целом, мы видим, что ученики запоминают не информацию, а путь к этой информации, и им намного легче ориентироваться в виртуальной среде, чем в реальной.
Используя ресурсы и потенциал ученика на его же благо, задача современного учителя состоит в том, чтобы не дать определенную сумму знаний ребенку, а научить добывать эти знания самостоятельно, быть мобильным и конкурентоспособным.
Меняется мир – меняются дети - меняется стратегия образования.
И, современный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
-
нагляден, красочен, информативен, интерактивен;
-
экономит время учителя и ученика;
-
позволяет ученику работать в своем темпе;
-
позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально;
-
дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
К созданию целого ряда новых педагогических технологий привело проникновение ИКТ в учебный процесс. К ним можно отнести интеграцию отдельных учебных предметов с информатикой, использование на уроках электронной интерактивной доски SMART, активное включение самостоятельной деятельности обучающихся по поиску и обработке информации в Интернете, использование ресурсов Интернета непосредственно на уроках, а также – развитие метода проектов, проектно-исследовательской деятельности и дистанционное обучение.
Цель данных рекомендаций - оказание помощи педагогам в эффективном использовании ИКТ в образовательном процессе, среди которых применительно к обучению можно выделить следующие:
- обработка текстовой, цифровой, графической и звуковой информации при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов к уроку (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки и т.д);
- создание слайдов по учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point, Prezi и демонстрация презентации на уроке;
- использование на практике авторских и имеющихся готовых программных продуктов по определенной дисциплине/ предмету;
- организация работы с электронными учебниками на уроке;
- применение учебных программных средств (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
- осуществление поиска необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
- организация работы с обучающимися по поиску необходимой информации в сети Интернете непосредственно на уроке;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих, проектно-исследовательских заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- работа на уроке с материалами web-сайтов, электронных библиотек и т.д.;
- создание web-страниц по интересующему вопросу учебного материала;
- самостоятельная разработка тестов (используя программы-оболочки) или использование готовых, и проведение компьютерного тестирования.
Использование ИКТ целесообразно на следующих этапах занятий:
-
этап предъявления учебной информации;
-
этап усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
-
этап повторения и закрепления усвоенных знаний;
-
этап промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
-
этап коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.
Условия реализации
Учитель
Существенным моментом для учителя английского языка (или другого предмета) является внутренний «драйв», который побуждает его внедрять технологии в свой педагогический процесс. Для реализации такого рода инноваций учитель–предметник должен владеть информационной компетентностью, т.е. системой компьютерных знаний и умений, обеспечивающих необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, хранения и представления информации. Он должен сам проявлять интерес к освоению новых информационных технологий и владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.
При этом возникает необходимость в том, чтобы учителя, добившиеся определённых результатов в этой деятельности, делились опытом со своими коллегами, где будет происходить обмен рекомендациями по применению обучающих программ и материалами, созданными самим учителем.
Ученики
Обучающиеся должны владеть определёнными навыками работы с компьютером. На таких уроках учитель может дифференцировать задания по степени сложности или группировать обучающихся таким образом, что обучающиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке работали непосредственно с учителем или в парах. В таком случае учитель-предметник уделяет больше внимания работе с ними.
Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития мотивации обучающихся. В большинстве случаев ученикам очень нравится работать с мобильным классом или в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут проявить себя в сфере информатики. Однако учителю следует уделить внимание за рабочей дисциплиной и выполнением всеми обучающимися предложенного объёма работы.
Не стоит забывать, что при массовой информатизации процесса обучения возникает опасность перегрузки обучающихся работой с компьютером. В таком случае необходимо строгое планирование расписания уроков с применением ИКТ.
Учебно – материальная база
Компьютерный класс или оборудованный учебный кабинет мобильным классом, планшетами для работы с электронными учебниками, лингафонным оборудованием, выходом в Интернет позволяют обучающимся во время изучения тем учебного курса, создания проекта или исследовательских работ сосредоточиться, проанализировать дополнительный материал по теме.
Кроме того, возможности мобильного компьютерного класса позволяют использовать Интернет-ресурсы при подготовке к ЕГЭ и ГИА. На практике применяются как готовые модули, с помощью которых реализуется задача автоматизации контроля усвоения учебного материала: экспресс-тестирование с использованием программных продуктов «Английский язык», «Подготовка к ЕГЭ по всем предметам», так и авторские. Такая работа позволяет быстро проверить знания, уточнить неясные вопросы и устранить пробелы обучающихся.
Программное обеспечение урока
Программным обеспечением могут быть авторские мультимедийные ресурсы (ЭОР – электронные образовательные ресурсы, ЦОР – цифровые образовательные ресурсы), материалы, предлагаемые в Интернете и различными изданиями.
Авторские и готовые мультимедийные ресурсы имеют ряд несомненных преимуществ в обучении иностранному языку или другому предмету:
во-первых, это средство обучения расширяет дидактические возможности учителя, опирается на потенциал личности (его интерес), позволяет эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся, при этом полнее используется имеющийся в школе материально-технический ресурс;
во-вторых, эти материалы могут выступать в роли «реального носителя языка» в процессе межкультурной коммуникации, при этом роль учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать материалы к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню обучающихся;
в-третьих, авторские разработки, созданные самим учителем или обучающимися, более удобны в использовании, т.к. они уже адаптированы к учебному курсу, теме и уровню обучающихся. При этом их легко хранить в банке учебных материалов, корректировать и тиражировать для использования другими учителями английского языка и обучающимися в самостоятельной работе.
Активные методы обучения
Интеграция информационно-коммуникационных технологий и активных методов в образовательном процессе активизируют познавательную активность обучающихся, усиливают их интерес и мотивацию, развивают способность к самостоятельному обучению; обеспечивают максимально возможную связь между обучающимся и преподавателями:
-
практический эксперимент;
-
метод проектов или проектно-исследовательская деятельность – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
-
групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах (от 6 до 10 человек);
-
мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;
-
деловые игры – метод организации активной работы обучающихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
-
ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
-
баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагается выступить в роли экскурсовода по музею. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале.
-
тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
-
обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
-
анализ практических ситуаций (case-study) – метод обучения навыкам принятия решений, его целью является научить обучающихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью обучающихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической целью занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения.
Интеграцию информационно-коммуникационных технологий и активных методов, в первую очередь, следует применять для повышения учебной мотивации, а также для:
-
формирования и развития универсальных учебных действий;
-
активизации познавательной активности обучающихся;
-
развития способности к самостоятельному обучению;
-
выработки навыков работы в коллективе;
-
коррекции самооценки обучающихся;
-
формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями).
Основное содержание методического пособия