"Барометр взаимоотношений"
Ход классного часа
Знакомство
Здравствуйте, ребята! В начале нашего классного часа предлагаю вам поиграть, игра называется «Паутинка».
У меня есть волшебный клубочек, беру за один конец клубка, зажимаю его в руке и бросаю клубок ниток другому со словами: «Я – Ольга Алексеевна, бросаю клубок …».
…, держась за нить, бросает клубок дальше и называет свое имя и имя следующего игрока.
- Вот видите ребята, мы все связаны друг с другом, и даже если мы отпустим нашу ниточку, жизнь в нашем классе, коллективе зависит от каждого из нас. Как вы думаете от чего?
- От наших поступков.
Мотивация
Упражнение «Хорошие и плохие поступки»
На доске предложены фразы, и у каждого из вас на столе они есть. Давайте их зачитаем.
Можно ли сказать, что эти фразы представлены в каком-то порядке, или наоборот – беспорядке?
Барометр взаимоотношений
+Приветливо здороваюсь каждое утро |
+Делаю комплименты |
+Говорю «спасибо» и «пожалуйста» |
+Не сквернословлю |
+Говорю правду в глаза |
+Помогаю другим |
+Выполняю обещания |
- Опаздываю куда-либо |
- Грублю |
- Ссорюсь |
- Обсуждаю других |
- Говорю неправду |
- Пользуюсь прозвищами вместо имени |
- Употребляю бранные слова |
- Командую другими |
- В беспорядке.
- А можно их как-то сгруппировать?
Каждый ученик работает с фразами.
- На две группы (хорошие и плохие поступки).
- Ребята, а теперь выберите те карточки, на которых написаны поступки, которые вы часто совершаете.
- Каких поступков у вас получилось больше?
- Повесьте на доску свой символ: тучку (плохие поступки) или солнышко (хорошие поступки).
- Посмотрите, у нас появилась достаточно солнечная погода на доске.
- Существует много приборов, которые помогают нам определить те или иные показания в природе, в быту: термометр измеряет температуру, часы – время, а барометр поможет нам показать какая у нас сегодня погода в классе, у нас появился наш барометр взаимоотношений.
И пусть наш барометр взаимоотношений станет частью нашего коллектива.
- Наш барометр взаимоотношений показывает хорошую погоду, старайтесь сохранять теплоту «солнечных отношений» в общении друг с другом, с близкими, с одноклассниками всегда.
Основная часть
- Ребята, а вам нравятся люди, которые выполняют свои обещания, готовы прийти на помощь, дружелюбны и приветливы, умеют сделать комплимент?
Это приятно, не так ли? А вы можете ответить людям тем же? Это очень просто.
- Друзья, а отношение – это ….
Сегодня мы уже много раз употребили слово «взаимоотношение». А что такое «взаимоотношение», как вы это понимаете?
Обобщить ответы обучaющихся.
- Взаимоотношения - это отношения, которые складываются между людьми в процессе общения, сотрудничества.
- А от чего зависят эти взаимоотношения между людьми?
- От наших поступков!
Рассказ
Когда я былa крошечная, я без конца со всеми ссорилась, ругалась, обзывалась, дразнилась, щипалась, кусалась, плевалась и дралась.
Но не потому, что я была такая ужасная. Наоборот. Просто я очень любила мириться. Ведь мириться - это так здорово, так чудесно и приятно. Но дабы хорошенько помириться, надо сначала поссориться как следует. Вот я и ссорилась нарочно.
И вот однажды я гуляла в парке и встретила мальчика. Он был очень красивый, кудрявый и задумчивый, c пушистым малиновым шарфом. Мне тут же жутко захотелось с этим мальчиком мириться. И чтобы обязательно держаться мизинцами и приговаривать «мирись-мирись- мирись, и больше не дерись!».
Я поскорее подошла к нему поближе и изо всех сил показала ему язык. А он только улыбнулся. Даже не сказал мне ничего обзывательнoго, вот ужас-то! Тогда я сказала:
- А у меня зато волосы рыжие!
Я думала, что он сейчас начнет меня дразнить, и мы, наконец, поссоримся. А он сказал:
- Не рыжие, a золотые. Очень красивые волосы.
«Странный какой-то», - подумала я и сказала:
- А ты зато псих ненормальный!
Он порылся в кармане и протянул мне леденец на палочке. Мне стало так обидно, что он не хочет со мной ссориться, что я заплакала. Мальчик очень огорчился и стал меня утешать:
- Ну не плачь, ты, наверное, шоколадную конфету хотела, а я тебе только леденец дал? Ничего, я тебе потом шоколадную принесу. А хочешь, пойдем ко мне в гости, у меня дома ежики есть, живые, настоящие. Ну не плачь, давай мириться!
Здесь я прямо подскочила от радости.
- Конечно, давай! - завопила я, и мы стали мириться. Мы взялись мизинцами и так долго трясли руками, что y меня даже мизинец навсегда оттопыренным остался. Честно!
А потом мы пошли к нему в гости глядеть двух живых настоящих ежиков, которые y него жили. И мы с этим мальчиком так сильно подружились, что дружим до сих пор. Только теперь у него живут уже целых семь ежиков.
Работа с текстом
- Ребята, скажите, как бы вы хотели озаглавить этот рассказ?
- На самом деле рассказ автора Драгунской называется «МАЛЬЧИК С ЕЖАМИ».
- А вам понравилось поведение мальчика? Что именно?
- А девочка вам никого не напоминает в этом рассказе?
- Ежика! Ребята, как часто мы бываем ежиками и выпускаем свои иголки. Стоит над этим задуматься.
- Как вы думаете, что помогает наладить добрые отношения с людьми?
- Ученики высказывают свои ответы и мнения
- Подведя итог вашим высказываниям, еще раз повторим,
что добрый взгляд, приветливая улыбка, хорошие слова располагают к общению и взаимопониманию.
Ведь, во взаимоотношениях важно проявлять внимание и чуткость к другому человеку.
Пауза
А сейчас предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Рисунок на спине».
- Ребята, что самое важное в этой игре?
- Настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого.
-Ученики соглашаются.
Работа за столом
На столе приготовлены таблички.
- День сменяет другой день, неделя – неделю и т.д. А чем запоминается больше тот или иной день или неделя?
- Добрыми делами! Давайте попробуем составить план недели добрых дел или поступков.
Неделя добрых поступков
ПОНЕДЕЛЬНИК |
Помоги тому, кто нуждается в помощи, если тебе это по силам |
ВТОРНИК |
Поддержи того, кому грустно и одиноко, кого игнорируют и не замечают в классе |
СРЕДА |
Прости того, на кого держишь обиду, постарайся первым пойти на примирение |
ЧЕТВЕРГ |
Подари небольшой подарок, окажи знак внимания тому, кто тебе симпатичен |
ПЯТНИЦА |
Поделись чем- то вкусным, дай послушать другу новый диск |
СУББОТА |
Пригласи просто так, без повода, своего одноклассника к себе в гости, чтобы вместе провести время, попить чай |
ВОСКРЕСЕНЬЕ |
Прояви заботу и внимание по отношению к родителям |
- Ребята, а легко ли каждому из нас следовать этому плану и проявлять доброту, заботу и внимание?
- Сегодня мы с вами запланировали эти дела, а со временем они могут стать частью нашей жизни, без чего мы уже и не представим себе ни одну неделю в году, да что там неделю, каждый день.
- Ребята, а что бы вы сделали, чтобы барометр в вашем классе всегда показывал хорошую погоду?
Рефлексия
- Ребята, скажите, сегодня на классном часе что было приятнее делать: слушать или говорить?
- А какие мы сегодня с вами были? Предлагаю всем нам сделать комплимент нашей команде.
- Ребята, в конце нашей встречи мне хочется подарить вам на память «Солнышко», которое несет доброту вам и вашим близким!
- И пусть барометр наших взаимоотношений в нашем классе, как можно чаще показывает хорошую погоду и каждый день светит солнышко!
Самоанализ по проведенному классному часу "Барометр взаимоотношений"