Приветствую Вас, Гость

Методические рекомендации по обучению проектной деятельности обучающихся с использованием ИКТ

1) Планирование учебного проекта. Маршрутный лист проекта

Таблица №1

Этап

Основное направление

Деятельность обучающихся

I этап

 

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы, темы).

Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности обучающимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

II этап

 

Сбор и обработка информации

Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

III этап

 

Разработка собственного варианта решения проблемы:

-актуальность и важность данной проблемы;

-анализ разнообразной информации;

-программа действий.

IV этап

 

Реализация плана действий (проекта).

Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности обучающихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

V этап

 

Подготовка к защите проекта.

Обработка и оформление результатов проекта (презентация).  На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

VI этап

 

Презентация проекта.

VII этап

 

Самооценка проделанной работы, свои впечатления.

Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

2) Лист оценивания презентации ученика

Таблица №2

Критерии оценивания

Параметры

Комментарии

Использование технологий

- Тематика исследования, отраженного в презентации, на какой возраст обучающихся рассчитано обучение, требуются ли навыки работы с компьютером?

- Как использование современных технологий помогает обучающимся выполнять работу быстрее, качественнее, на более высоком уровне?

- Насколько эффективна интеграция технологий в решении задач Вашего проекта?

- Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации?

- Изображения в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию, не накладываются на текст (если это не специальные эффекты)?

- Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами?

-Списки, таблицы, диаграммы и графики в презентации выстроены и размещены корректно?

- Все ссылки работают?

 

Процесс обучения

- Каким образом созданная презентация демонстрирует способность обучающегося к анализу и/или синтезу различных видов информации над учебной темой или учебным разделом проекта (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т. п.)?

- Каким образом созданная презентация демонстрирует понимание обучающимися поставленных задач?

- Каким образом данная методика обучения учитывает индивидуально-личностные качества обучающегося?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Создание публикации обучающегося

Основная цель публикации - подведение итога самостоятельной работы по проекту.

Публикации могут иметь самые различные формы и назначение. Это может быть журнал, газета, путеводитель, брошюра с полезными советами, туристический буклет, памятка и многое другое. Но в каждой публикации должно быть отражено то исследование, которое проводилось в рамках проекта.

Для повышения эффективности обучения необходимо так спланировать публикацию, чтобы обучающиеся работали, прежде всего, с информацией по предложенной теме проекта. Важно постоянно фиксировать, какие цели и задачи решают обучающиеся в процессе создания публикации. Задача учителя – увлечь школьников решением познавательных задач по предмету, создать положительную мотивацию изучения предмета.

4) Электронные таблицы в проектно-исследовательской работе

В этом разделе рассматриваются способы использования электронных таблиц Excel в проектной работе учителем и обучающимися. Microsoft Excel представляет собой достаточно мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц. Такие таблицы можно использовать для (тесты, кроссворды, таблицы, социологические диаграммы):

  • создания, форматирования и печати таблиц данных;

  • проведения расчетов различного у ровня сложности;

  • построения и оформления диаграмм и графиков различных типов;

  • анализа данных и построения сводных отчетов;

  • публикации данных в Интернете.

    Прослеживается межпредметная связь при создании   материалов, что помогает ученикам в понимании исследуемой проблемы, приобретении необходимых знаний, универсальных учебных действий.

    5) Создание методических материалов

    Критерии оценки работ учеников

    Все виды работ оцениваются по пятибалльной системе в каждом критерии. По каждой работе выставляется усредненная по критериям оценка.

    Таблица №3

Критерии

Презен-тация

Публика-ция

Сайт

Структурированность информации

 

 

 

Логика изложения

 

 

 

Соответствие заданию, поставленному учителем

 

 

 

Полнота, точность, актуальность информации

 

 

 

Элементы творчества и оригинальность

 

 

 

Библиография с перечислением всех использованных ресурсов, цитирование источников

 

 

 

Соответствие дизайна содержанию работы

 

 

 

Единство стиля в оформлении разных частей работы

 

 

 

Выбор типа графического изображения, дающего наиболее наглядное и правильное представление статистической информации

 

 

 

Читаемость текста, наглядность выделений, расстановка акцентов, сочетание фона с графическими элементами

 

 

 

Правильность сохранения, открытия работ, корректность в отношении работ других обучающихся

 

 

 

Использование спецэффектов (графики, звуки, рисунки, эффекты смены слайдов, эффекты  анимации),  разных шрифтов и т.д.

 

 

 

Выполнение требований организации коллективной работы в комп-м кл («не выскакивать» в игры, не использовать дискеты без вирусного контроля и т.д.)

 

 

 

6) Рефлексия

Эффективность активности и самостоятельности обучающихся можно отследить по результатам их самоанализа проведенной работы, а в дальнейшем использовать в качестве перспективного планирования:

Таблица №4

№ п/п

Вопрос анкетирования

Результат

  1. 1

Чему удалось научиться в ходе проведения исследования?

- распределять правильно время;

- анализировать собственные действия;

- презентовать результаты своего труда;

- доделывать все до конца;

- достигать поставленной цели;

- рассматривать тему с разных точек зрения.

  1. 2

В какой форме лучше проводить презентацию исследовательской работы?

- в свободной форме;

- в   форме продолжительной защиты;

- в   форме деловой игры;

- в форме просмотра видеозаписей о ходе работы над исследованием;

- в форме театрализации;

- другие ответы.

  1. 3

Взаимоотношения в ходе работы.

Одноклассники, оказавшиеся в одной группе, в ходе работы над исследованием почти всегда становятся лучшими друзьями.

  1. 4

Интерес к исследованию зависит от степени самостоятельности.

Исследовательская работа интересна именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.

  1. 5

Самый интересный этап работы над исследованием.

- исследовательский этап;

- этап обработки собранного материала и подготовки выхода исследовательской работы;

- презентация.

  1. 6

Оценка своих возможностей и способностей

- исследовательская работа позволяет выше оценивать свои возможности и способности;

- исследовательская работа позволяет выявить «западающие моменты», нацелить на выполнение следующих исследовательских работ качественнее.