Элективный курс "Деловой английский – путь к успеху"
Для обучающихся предпрофильных и профильных классов (9-11 классы)
Аннотация
Современное общество характеризуется радикальными изменениями экономического уклада страны, типа хозяйствования, трудового законодательства, рынка труда. Появляются новые перспективные технологии, расширяются межгосударственные отношения, торгово-экономические связи с зарубежными странами, развивается наука и техника, происходит постоянный обмен научно-технической информацией. Все это приводит к усилению значения иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научно-технического и общекультурного процесса, как средства устного и письменного общения между представителями разных народов и культур.
Элективный курс «Деловой английский – путь к успеху» является одним из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов (9-11-х классов).
Данный курс нацелен подготовить старшеклассников к будущей профессии, познакомить их с особенностями делового английского языка, углубить и расширить знание иностранного языка. Более глубокое и специализированное изучение английского языка способствует развитию памяти, речевых навыков. Все это положительно сказывается не только на аспектах развития связанных непосредственно с иностранным языком, но также влияет на общее развитие старшеклассников.
Настоящий курс создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Курс соответствует основным положениям Закона РФ «Об образовании в РФ», "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" РФ и требованиям Государственного стандарта (полного) общего образования по английскому языку.
Пояснительная записка
В современном мире английский язык играет исключительно важную роль в таких областях человеческой деятельности, как наука, техника, экономика, торговля, дипломатия, спорт, туризм. Усиление деловой направленности языка в любой области определяет формулировку исходящих из этого требований, диктует необходимость освоения нормативов этого делового языка.
Английский язык как учебный предмет должен обеспечить достижение обучающимися умения практического владения языком, поэтому в качестве практических целей обучения выделяется развитие говорения, аудирования, чтения и письма, а также перевода, т.е. понимания иноязычной речи. Предлагаемый элективный курс призван восполнить тот аспект языка, который находится за пределами школьной программы, но востребован в социальной жизни.
Курс предназначен для обучающихся предпрофильной и профильной школы (9-11-х классов), изучающих английский язык как первый (основной) язык со второго класса.
Элективный курс «Деловой английский – путь к успеху» рассчитан на 35 часов.
Программа предусматривает продолжение работы по социокультурному развитию школьников средствами родного языка. Реализация программы позволит повысить уровень знаний, умений и навыков обучающихся, будет способствовать развитию их мировоззрения и повышению уровня учебной мотивации.
Программа не дублирует содержание государственных стандартов по иностранным языкам, содержит новые знания, представляющие познавательный интерес для обучающихся.
Процесс обучения предусматривает использование разных типов уроков, приёмов и форм организации речевой деятельности, ИКТ, наглядности, в том числе Интернета, большое количество дополнительной литературы.
Обоснование необходимости курса
Необходимость данного курса определяется тем, что владение одним (или даже двумя) языками стало в наше время неотъемлемым качеством любого специалиста, а не только профессионально занимающегося языком (филолога, переводчика, учителя иностранного языка).
Введение предпрофильной подготовки способствует нацеливанию обучающихся на изучение английского языка в профильных классах средней школы. Именно элективные курсы, прежде всего, направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Предлагаемый элективный курс познакомит обучающихся с основами делового английского языка, расширит их кругозор в сфере бизнеса и коммерческой деятельности. Курс позволит ученику выяснить для себя, хочет ли он продолжать образование в данном направлении.
Познавательное значение курса состоит в том, что ученик приобретает знания в области бизнеса, экономики, международного сотрудничества.
Курс использует сочетание элементов интенсивной и традиционной методик и имеет коммуникативную направленность и прагматическую ценность.
Данный курс дает обучающимся необходимые знания, которые непосредственно пригодятся им в будущей профессиональной деятельности и ориентирует их на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Углубленное изучение такого важного аспекта языка как деловой язык является особенно актуальным в современном мире. Английский язык – официальный язык делового общения во всем мире.
Владение деловым английским языком предполагает не только знание профессиональной лексики, но и такие умения, как умение разговаривать по телефону на профессиональные темы, вести деловую корреспонденцию, владение различными функциональными стилями деловой переписки. Совершенствуя и углубляя знание иностранного языка, старшеклассники развивают многие положительные качества, которые пригодятся им в будущем как на уроках в школе, так и за стенами школы: ученики развивают самостоятельность, исполнительность, ответственность. Элективный курс также способствует формированию более взрослого взгляда на окружающий мир и будущую трудовую деятельность. В работе по углубленному изучению иностранного языка следует учитывать не только умственные, но и психические способности и особенности развития ребенка.
Предлагаемый курс делового английского языка рекомендуется как начальный курс делового общения.
Элективный курс «Деловой английский – путь к успеху» представляется особенно востребованным, так как способствует приобретению стабильных знаний и навыков, необходимых для профессионального ориентированного общения. Данный курс будет полезен для тех обучающихся, которые собираются продолжить свое образование и начать карьеру в области бизнеса. Также он может быть использован как дополнительный материал при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в разделах «Чтение», «Аудирование», «Письмо» и «Говорение».
Таблица 1
Инновационная направленность программы элективного курса
|
Курс разработан в соответствии с ФГОС, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал динамичных социально-экономических условиях. |
В ходе исследования разработано учебно-методическое пособие по совершенствованию языковой подготовки школьников в условиях предпрофильного обучения (элективный курс). |
|
Подтверждено педагогическое обоснование элективного курса как одной из эффективных форм предпрофильной/ профильной подготовки. |
|
Обоснована процедура диагностики результативности учебной деятельности обучающихся на основе использования пяти показателей степени обученности (аудирование, письмо, чтение, грамматика, говорение). |
|
Введено использование дидактического краеведческого материала на занятиях элективного курса, способствующего формированию коммуникативной компетенции. |
Новизна данного курса заключается в систематизированном подходе к изучаемой области иностранного языка. Элективный курс дает целостное представление о сфере делового английского языка, а именно его о грамматических, лексических и синтаксических особенностях.
Данная программа элективного курса будет способствовать:
- пополнению словарного запаса;
- углубленному изучению грамматики английского языка;
- даст необходимые знания и умения для ведения деловой переписки на английском языке, ведения телефонных переговоров, составления деловых писем, даст представление о деловом этикете.
Содержание программы элективного курса отражает специфику профильного обучения в школе по таким направлениям, как «Деловые переговоры», «Организация международных договоров», «Менеджмент и финансы» и т.д.
Данный курс предоставляет обучающимся в школе получить необходимые базовые знания по темам делового общения в максимально короткий срок, что обеспечивает успех в будущей работе в сфере бизнеса и в другой профессиональной деятельности.
В процессе овладения иностранным языком в ситуациях, имитирующих деловое общение, обучающиеся должны приобрести умение работать с деловыми партнерами так, чтобы в дальнейшей профессиональной деятельности у них возникло желание быть полезным своей стране, ее экономическому процветанию.
В содержании занятий также отражено, что деловые люди стараются вести здоровый образ жизни, а это также можно отнести к жизненным ценностям общества.
Цель данного элективного курса – формирование языковой и коммуникативной компетенции обучающихся на материале английского языка для профессионального общения в сфере бизнеса и экономики, создание необходимых условий для применения обучающимися полученных знаний и умений на практике.
Для достижения поставленной цели в рамках курса решаются следующие задачи:
-
подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии;
-
расширить представления о деловой сфере Великобритании и других англоговорящих стран;
-
сформировать у обучающихся собственные мировоззренческие позиции по отношению к профессиям деловой сферы;
-
развить у обучающихся способности самостоятельно приобретать знания в области иностранных языков и применять их в жизни.
-
Совершенствовать умения обучающихся в четырех видах речевой деятельности, а именно:
в области говорения – создание условий для высказывания обучающихся: определение ситуации и роли, цели высказывания, работа над необходимыми языковыми средствами, механизмами и стратегиями говорения. Особое внимание уделяется работе над функциональным языком.
-
обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами, навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.
-
работать над различными жанрами говорения: доклад / презентация, интервью, дискуссия, описание.
-
познакомить обучающихся с требованиями к деловому общению в конкретных ситуациях.
-
развить у обучающихся навыки диалогической речи по темам делового общения.
-
использовать разнообразные задания, позволяющие создавать мотив для устного высказывания обучающихся в ситуациях, приближенных к реальным: ролевая игра, моделированная ситуация, интерпретация схем, диаграмм, описание событий, восполнение недостающей информации в ходе беседы.
-
обучать аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проходить собеседование для приема на работу, беседовать по телефону в соответствии с заданной ситуацией, проводить презентацию, поддерживать разговор на общие темы вне сферы делового общения, проводить деловые встречи.
В области письма – работать над различными типами и жанрами письма, характерными для современного делового мира: письмо о приеме на работу, письмо-жалоба, электронные сообщения, деловое письмо, письмо-запрос, письмо-предложение, рекламное письмо, факсы, договоры, заполнение анкеты, составление конспектов на основе услышанной / прочитанной информации, краткая передача услышанного / прочитанного, подготовка материалов для презентаций / докладов.
В области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из сферы деловой коммуникации с пониманием общей идеи и с извлечением информации и с детальным пониманием.
В области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Традиционно-педагогические методы:
- Наблюдение
- Изучение опыта
- Изучение продуктов ученического творчества
2. Педагогический эксперимент.
3. Педагогическое тестирование.
4. Анкетирование.
5. Моделирование.
6. Проектирование.
Методы и приёмы обучения
Методы ведения занятий обеспечивают быстрое и прочное усвоение обучающимися разговорных тем английского языка, необходимых в современной жизни для делового общения. Учебные методы на каждом занятии соотнесены с ситуацией делового взаимодействия. Если работа на уроке посвящена проблемам туризма, то выбранные методы дают возможность обучающимся общаться с иностранными гражданами при бронировании гостиницы, заказе билетов и т.д. Во время деловой или туристической поездки за границу обучающимся пригодятся знания о том, как проходить таможенный контроль, заполнять декларацию. При устройстве на работу в иностранную фирму нужны будут умения оформлять деловое письмо, встречать зарубежного партнера по бизнесу, заключать контракт.
Таблица 2
Приёмы |
|
Презентация:
|
|
Практика, тренировка |
|
Продуктивная работа обучающихся |
|
Методологической основой исследования являются:
-
теория личностно-ориентированного обучения (Е.С. Полат, И.С. Якиманская, С.Н. Митин);
-
культурологический подход (В.П. Бездухов, Ю.Н. Кулюткин, Е.Н. Шиянов);
-
системный подход к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабанский).
Реализация исследовательского опыта основывается на следующих дидактических принципах:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что на занятии ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Все это способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
4) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
5) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
-
принцип учета уровней языковой подготовленности обучающихся;
-
принцип учета возрастных особенностей обучающихся;
-
принцип междисциплинарной интеграции;
- принцип креативности.
Курс педагогически целесообразен, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Практическая значимость элективного курса состоит в том, что:
-
созданы условия для использования возможностей и потенциала предпрофильной и профильной подготовки школьников в формировании профессиональной коммуникации в рамках школы;
- создано методическое обеспечение: подобраны тематические тексты, разработаны упражнения в формате ОГЭ, ЕГЭ.
Ожидаемые результаты
Об эффективности освоения элективного курса старшеклассниками будут свидетельствовать уверенность в своих силах, стрессоустойчивость при нехватке языковых средств, умение при деловом общении привлекать все внутренние возможности деловой ситуации для ее успешного разрешения.
Требования к уровню усвоения курса
В конце курса обучающиеся должны:
-
уметь делать устные сообщения по результатам обобщения прочитанного или прослушанного;
-
составлять план, тезисы прослушанного или прочитанного текста;
-
дискутировать;
-
излагать на английском языке результаты коллективной и индивидуальной познавательно-поисковой деятельности;
-
выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания на английском языке;
-
знать лексический материал, связанный с туристической сферой, краеведческой и культоведческой информацией;
-
комментирование и анализ стилистических приёмов текстов-описания;
-
писать и оформлять деловое письмо – приглашение, письмо-сообщение
-
работать с основными типами справочной и учебно-справочной литературы (словари, атласы, энциклопедии, справочники, информационные буклеты, включая сайты Интернета, электронные словари и электронную справочную литературу) и использовать при выполнении культуроведческих проектов.
Кроме того, результатом успешного изучения курса следует считать творческое использование пройденного материала в ролевых и деловых играх, успешная защита проектной деятельности (индивидуальной и групповой), представленная в форме репортажей и заочных экскурсий, буклетов с комментариями на английском языке, сложных тематических коллажей, постеров, веб-страниц и экскурсий.
Методические рекомендации по изучению элективного курса:
1. При работе над содержанием разделов данного курса предполагается осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению и использование технологий развивающего обучения.
Обучение деловому английскому строится на основе профильной дифференциации и носит практико-ориентированный характер. Учитель, преподающий данный курс, должен владеть новыми педагогическими и информационными технологиями, обеспечивающими формирование функциональной социокультурной образованности, речевой активности и готовности к межкультурному общению в предлагаемых ситуациях.
В каждом разделе содержатся специальные упражнения, в которых осуществляется перенос усвоенного материала на личность обучаемых. В одном случае обучающиеся должны рассказать о себе, в другом – суметь взять интервью и т. д.
Развитию личностной активности способствуют диалоги-расспросы, диалоги-побуждение к действию, диалоги-обмены мнениями.
2. Все темы курса подаются линейно, т. е. последовательно. При этом усвоение каждого раздела опирается на предыдущий.
Не рекомендуется менять последовательность предлагаемых упражнений, т. к. будет нарушена общая сюжетная линия курса, где предусмотрены логические переходы и связки между видами работы и упражнениями. При проведении уроков данного курса учителю рекомендуется организовать промежуточный контроль. Это такой вид контроля, который проводится после целой цепочки уроков, посвящённых какой-либо теме. Это своего рода подведение итогов «приращения в области речевых умений».
Объектом контроля могут быть не все виды речевой деятельности, а некоторые из них (например: говорение по данной тематике или письмо). Промежуточный контроль является подготовкой к итоговому. Итоговый контроль следует провести после изучения всех тем раздела. В данном курсе он включает в себя зачёт по изученной лексике, ролевую игру (инсценирование всех пройденных диалогов в едином сюжете урока), контроль полученных письменных навыков и защита проектных работ.
3. Требования к защите проекта оговариваются заранее. Примерные темы проектов даны в конце каждого раздела. Следует заметить, что учителю, разрабатывающему содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля необходимо обозначить параметры (точность выполнения задания, лексическое и структурное разнообразие речи, фонетические навыки, логика, артистизм) и критерии оценивания.
Только в этом случае учитель сможет разделить ответственность с обучающимися за конечный результат труда.
Основное содержание программы
На содержание курса оказали влияние следующие факторы:
-
индивидуальные особенности детей;
-
интересы и склонности обучающихся;
-
материально-техническая база школы.
Формы и методы учебно-познавательной деятельности:
-
практический метод;
-
проектный метод;
-
проблемный метод;
-
поисковый метод;
-
уроки-практикумы;
-
уроки-конференции;
-
урок-экскурсия, урок-поиск;
- урок-презентация.
Используемые технологии:
-
технология проектного обучения;
-
технология развития критического мышления;
-
технология личностно-ориентированного обучения;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
проблемно - диалогическая технология;
-
технология проектной деятельности.