Приветствую Вас, Гость

Моя педагогическая философия

Чем старше мы становимся, тем чаще замечаем, что время ускоряет свой неумолимый бег. Оно пытается стереть то, что мы переживали, чувствовали. Иногда это ему удается… Но те воспоминания, которые мы сформировали в детстве, не стираются, а становятся только ярче. Почему так происходит? Почему память так бережно хранит моменты детства?

Наверное, потому, что детство – самая яркая и незабываемая пора в жизни любого человека. Наше мироощущение еще не проходит через призму быта, надуманных обид и чувств… Напротив, оно чистое и настоящее. Детство – не просто яркая пора. В это время происходит становление личности человека.

Каждый раз, когда в мыслях возвращаюсь в свое детство, вижу две картины. Первая: бабушка вяжет, а я наблюдаю за ее руками и удивляюсь тому, как у нее ловко получается: нитки замысловато переплетаются между собой и постепенно превращаются то в теплый шарф для моего маленького брата, то в уютные домашние тапочки для меня и мамы… Вяжет и рассказывает что-то интересное, поучительное, но мне почему-то смешно, и я хохочу, а бабушка смотрит на меня и улыбается…

Картина вторая: игра «в школу» с соседскими ребятишками. И всегда учитель – я. Такая важная и серьезная, сосредоточенно веду незамысловатые уроки. Никто не спорит со мной, всем нравится быть учениками, даже называют меня Оля Алексеевна…

Моя дочь, одиннадцатиклассница, пишет сочинение по статье современного публициста, советуется со мной по части грамматики. Заглядываю в ее тетрадь… Автор статьи спрашивает у известной художницы, почему на иконах у детей такие взрослые лица, и слышит в ответ, что «живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребенок, а то, что он человеческий ребенок».

Начинаем рассуждать с дочерью… По ее мнению, детство - это время надежд и мечтаний, когда кажется, что ничего невозможного нет. Но она понимает, что в детстве жить интересно и в то же время очень нелегко.

Да, детство – далеко не безоблачное время, а это пора нелегкого освоения и усвоения бытия, пора напряженной учебы. Каждый человек – это целый мир. А фундамент этого мира закладывается в детстве. Мне хочется сравнить детство с благодатной почвой, в которую падают семена. Они крошечные, их даже не видно, но они есть… Семена начинают прорастать… История человеческой души, человеческого сердца – это и есть прорастание семян, превращение их в большое растение. И что вырастет из ребенка, красивый, яркий цветок или сорная трава, зависит от того, каким будет его детство. Детство – время познания, поиска себя в огромном мире, а профессия учителя – самая естественная, вытекающая из самой природы детства. Она – основа человеческого существования, для которого необходимо передавать знания, опыт, мудрость. Иначе человечество просто не выживет.

В этом мире нет ничего случайного. Мой выбор профессии учителя тоже не случаен. Каждый ребенок приходит в этот мир стать счастливым, любимым. Детство мое было наполнено любовью родных людей: доброй и мудрой бабушки, заботливых родителей. Я была открыта миру и ощущала в себе потребность делиться с другими переполнявшими меня чувствами радости, доброты, любви.

 Выбор преподаваемого предмета - иностранные языки - тоже не случаен. Знание иностранного языка - это своеобразный ключ для открытия и познания ребенком жизни, уникальная возможность понять и принять идею единого гармоничного мира.

 Профессия моя особая, требующая не только хороших знаний, но и духовных сил, выдержки, мужества. Предотвратить пустоту души, убогость интересов, разбудить стремление работать над собой, воспитать отзывчивость сердца, тонкость и красоту чувств, научить управлять своим внутренним миром – такова миссия педагога. Будучи еще студенткой, услышала высказывание великого Л.Н. Толстого и запомнила, что «если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Что самое главное для меня в профессии? Без раздумий отвечаю: любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью матери, способность не черстветь душой, сохранять по-детски чистый взгляд на мир и веру в лучшее. Еще - постоянная работа над собой, совершенствование знаний и педагогического мастерства.

«Мы все родом из детства» -  до боли знакомые каждому слова. Главное, не забывать об этом, когда идешь к детям. А еще нужно помнить о том, что говорил Сократ две тысячи лет назад: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». Эти мудрые мысли важны и значимы для меня.

Постоянно отдавать, ничего не требуя взамен – так кратко сформулировала бы я свое педагогическое кредо. Знаю, что личность ребенка уникальна.  Изо дня в день смотрю в добрые и умные глаза учеников. Что я хочу увидеть в них? Веру в учителя.

Вера ученика в своего учителя, отношение к нему как к идеалу, взаимопонимание, позиция учителя как наставника, друга, помощника – вот мудрость профессии. Постигнув эту философию, становишься настоящим учителем.

Быть одним целым – дети и учитель – цель каждого учителя. Но получается это только у влюбленного в свою профессию. Я влюблена в профессию Учителя!