Приветствую Вас, Гость

Методические рекомендации классным руководителям

leshhinskaja_o.a.doc-  ссылка на полное методическое пособие

Информационная карта проекта «Команда вокруг класса»

Наименование проекта

Команда вокруг класса

Автор проекта

ФИО, классный руководитель.

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №_», г. Нижневартовск.

Участники проекта

Классный руководитель:

- осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит занятия, классные часы, организует творческую, исследовательскую, практическую деятельность обучающихся, консультирует их во время выполнения работы, проводит мониторинг и анализ результатов работы, определяет перспективы.

Обучающиеся класса:

- развивают и совершенствуют интеллектуальные умения, принимают активное участие в мероприятиях различного уровня, выполняют творческую, исследовательскую, практическую работу.

Родители обучающихся.

Педагог-психолог:

- осуществляет диагностику и психолого-педагогическое сопровождение.

Социальный педагог. Заместитель директора по УВР. Заместитель директора по УР. Руководители объединений дополнительного образования. Общественные организации и властные структуры города.

Цель проекта

Создание образовательной и воспитательной среды посредствам сочетания различных методов и приемов воспитательной и педагогической деятельности, способствующей осознанному, компетентному саморазвитию и успешному самоопределению личности, занимающей активную гражданскую позицию в обществе.

Задачи проекта

 

  • организовать совместную работу с учителями-предметниками в рамках проекта «Одаренный ребенок», Программы работы с детьми, имеющими низкие учебные возможности; 
  • использовать в образовательном процессе инновационные технологии, обеспечивающие развитие у обучающихся универсальных учебных действий, творческих способностей;
  • усилить роль школьного (классного) самоуправления в решении учебных и воспитательных задач;
  • осуществлять системное сопровождение занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования;
  • усилить профориентационную работу по выбору будущей профессии выпускников и целесообразности выбора того или иного профиля на _ уровне обучения;
  • мотивировать обучающихся на приобретение устойчивых навыков на ведение здорового образа жизни и сохранения своего здоровья;
  • организовать системную работу с родительской общественностью;
  • организовать системную работу с общественными организациями и властными структурами города.

Сроки   реализации

проекта

Проект реализуется в период с 20_г. по 20_г.

Первый этап - Подготовительный этап (сентябрь, 20_г.)

Второй этап - Организационный этап (октябрь – декабрь, 20_г.)

Третий этап - Основной этап (20_-20_гг.)

Четвертый этап - Заключительный этап (20_г.)

Предполагаемые результаты проекта

  1. Создание благоприятных условий для саморазвития, самоутверждения и самореализации личности ребенка для дальнейшей успешной социализации в обществе.
  2. Повышение качества обученности обучающихся на _%.
  3. Повышение количества обучающихся, вовлеченных в объединения дополнительного образования на _%.
  4. 100% участие обучающихся класса в самоуправлении класса.
  5. 100% вовлечение родителей класса в соуправление классом и школой.
  6. Разработка системы мониторинга воспитательной работы классного руководителя с обучающихся.

Перечень приоритетных мероприятий

Семинары, лекции, консультации, конференции, круглые столы, классные часы с приглашением специалистов.

Проведение предметных олимпиад.

Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных играх, предметных чемпионатах, конкурсах.

Организация и проведение познавательных и развлекательных программ совместно с родительской общественностью.

Посещение кружков и секций (в школе и в городе).

Организация экскурсий и походов профориентационной направленности.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний (мастер-класс, презентация – экскурсия, дискуссии).

Формы контроля над реализацией проекта

  1. Проведение мониторинговых мероприятий (один раз в конце учебного года).
  2. Диагностика, анкетирование, опрос (по плану кл. рук.)

Ресурсное обеспечение педагогического проекта

  • кадровые ресурсы;
  • материально-технические ресурсы;
  • учебно-методические ресурсы;
  • информационные ресурсы;
  • организационные ресурсы.

 

Пояснительная записка

Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательной организации.

Эффективность работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых обучающимся, что выражается в:

- эффективности профессиональной деятельности педагогического коллектива;

- уровне педагогической культуры;

- характере межличностных отношений;

- степени организованности, сотрудничества;

- понимании коллективной и индивидуальной ответственности;

- выработке единых требований к работе педагогического коллектива с родителями.

Каждый учитель в школе хоть на время становился классным руководителем. Это очень большая ответственность. От того, как построена работа классного руководителя, от его отношения к ученикам зависит развитие личности, и даже дальнейшая жизнь школьника. Поэтому целью деятельности классного руководителя является создание благоприятных условий для саморазвития, самоутверждения и самореализации личности ребенка для дальнейшей успешной социализации в обществе.

 Результаты проведенных мониторингов в _ классном коллективе позволяют сделать вывод о наметившейся тенденции к некоторому снижению качества обучения, несоответствия его современным требованиям, в классе возникают проблемы с организацией внеклассной работы, возникают проблемы с поведением обучающихся, заинтересованность родителей жизнью класса и школы находится на недостаточном уровне.

Успешно решить названные проблемы представляется возможным только опираясь на эффективное построение процесса обучения и воспитания, основанного на объективном всестороннем анализе педагогической деятельности.

В связи с этим и возникает идея разработки и реализации проекта «Команда вокруг класса».

Актуальность данного проекта состоит в том, что класс - это система, а самое главное свойство системы - это ее целостность. То есть педагоги, родители и ученики работают как единое целое, а классный руководитель, в свою очередь, в процессе работы создает комфортные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, ситуацию защищенности, благоприятный микроклимат в коллективе.

Принципы, положенные в основу разработки проекта

При определении педагогической целесообразности в основу разработки проекта были положены следующие принципы:

  1. Принцип сотрудничества.

  2. Принцип целостности в воспитании.

  3. Принцип воспитания творческой личности ребенка.

  4. Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.

 В проекте выделены основные направления в воспитательной работе с классным коллективом:

  1. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое. Цель: создание условий для усвоения школьниками основных понятий об общечеловеческих ценностях, основных понятий культуры социальных отношений – экономических, правовых, формирования основных элементов гражданско-патриотического сознания.

  2. Общеинтеллектуальное. Цель: создание условий для развития познавательной активности, продуктивного мышления, творческого восприятия, всех видов памяти, устной и письменной речи.

  3. Общекультурное. Цель: создание условий для освоения обучающимися основных общеэстетических и экологических понятий, для формирования у школьников умения управлять собой, своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием.

Реализация поставленных воспитательных задач, обеспечение направлений развития личности школьника осуществляется в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Проект состоит из следующих разделов и подразделов:

1 раздел - Организация учебного процесса.

2 раздел - Организация системы воспитательной работы.

2.1. Активное участие обучающихся в самоуправлении класса, школы

2.2. Организация работы с родительской общественностью.

2.3. Организация работы ученического коллектива с общественными организациями и местными властными структурами.

2.4. Организация профилактики асоциальных проявлений в детско-подростковой среде.

2.5. Реализация проектов, направленных на оказание социальной адресной помощи пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам.

2.6. Организация адресной работы с различными категориями обучающихся.

2.7. Реализация проектов, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды.

3 раздел - Результаты реализации проекта.

К каждому разделу прилагаются Приложения, которые содержат конкретные результаты деятельности работы классного руководителя и классного коллектива за последние 1-3 года по направлениям.

Срок и условия действия проекта

Проект рассчитан на 1-3 учебных года и предполагает возможность ежегодного совершенствования и корректирования на основе анализа результатов работы.

 Контроль реализации проекта осуществляется завучем по учебной работе, завучем по внеклассной работе, классным руководителем.

Адресная направленность опыта

Данный педагогический опыт (проект) может быть использован классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.

Схема №1

 

План реализации проекта

Таблица №1

  1. Подготовительный этап (сентябрь, _уч. г.)

Цель этапа

Мероприятия по реализации проекта

Ответ.

Ожидаемый результат

Подготовка  необходимых условий для реализации проекта, создание новых и модернизация имеющихся средств обучения и воспитания, применение ИКТ.

Мероприятия по плану классного руководителя на текущий год с учетом общешкольных.

Обобщение методических материалов.

Подготовка к новому учебному году нормативных документов - рабочих программ, календарного планирования, УМК, плана воспитательной работы.

Организация входных мониторинговых исследований.

Автор

проекта

 

Теоретическая база, необходимая для внедрения проекта.

Результаты мониторинга.

2. Организационный этап (октябрь – декабрь, _уч. г.)

Анализ созданной базы для реализации проекта, установка партнёрских отношений с коллегами, изучение контингента обучающихся.

Мероприятия по плану классного руководителя на текущий год с учетом общешкольных.

Подготовительные организационные мероприятия по экспертизе технической, методической, программной базы.

Разработка дидактического материала, рекомендаций для обучающихся.

Автор проекта,

зам. дир. по УВР, УР, методист, психолог

Первоначальная база данных по контингенту обучающихся, их уровня подготовленности (по итоговым отметкам) и мотивации (результаты диагностик, тестирования психолога).

3. Основной этап ( _ уч. гг.)

Планомерная реализация проекта, своевременная коррекция, принятие оперативных решений.

Мероприятия по плану классного руководителя на текущий год с учетом общешкольных.

Проведение открытых уроков для коллег школы. Посещение открытых уроков коллег. Проведение интегрированных уроков.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся класса.

Участие в семинарах, мастер – классах по обобщению и распространению опыта. Подготовка публикаций. Участие в конкурсах педагогического мастерства.

Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям.

Активизация вовлечения родительской общественности в соуправление классом и школой.

Системное сопровождение занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования.

Тесное сотрудничество с общественными организациями и властными структурами города.

Организация мониторинговых исследований.

Автор проекта,

Зам.дир. по УВР, УР, учителя-предметники, психолог, социальный педагог, родители, представители общественных организаций, руководители объединений дополнительного образования.

Публикации педагогического опыта, материалы открытых уроков, семинаров, победы обучающихся в олимпиадах и конкурсах, база данных мониторинговых исследований.

4. Заключительный этап (май, _уч. г.)

Подведение итогов по реализации проекта, анализ полученных данных.

Мероприятия по плану классного руководителя на текущий год с учетом общешкольных.

Обработка мониторинговых данных по реализации проекта в соответствии с показателями результативности, определение уровня эффективности и дальнейших перспектив развития.

Автор проекта

План дальнейших действий по развитию проекта, новые идеи, замыслы.

 

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  1. Осуществление отбора педагогических и воспитательных методов и средств, направленных на формирование сплоченного коллектива.

  2. Развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации обучающихся к учебной деятельности.

  3. Повышение количества обучающихся, вовлеченных в различные интеллектуальные и творческие конкурсы.

  4. Вовлечение всех обучающихся в активную деятельность класса и школы.

  5. Развитие ученического самоуправления.

  6. Формирование у обучающихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения, взаимоуважения.

  7. Разработка системы мониторинга сформированности ученического коллектива.

  8. Организация системной работы с родительской общественностью; вовлечение всех родителей класса в соуправление классом и школой.

  9. Расширение социального партнерства.