Приветствую Вас, Гость

Обучая языку необходимо организовывать учебный процесс таким образом, чтобы он открывал ребёнку «окно в другой мир».

                                                                    И.Л. Бим

Учителю всегда хочется, чтобы ученик, приступая к изучению новой темы, воскликнул: «Ух-ты! Как интересно!», но далеко не весь учебный материал предмета может вызвать такую реакцию. Что же делать учителю?

Как решать задачи, которые определяет государственный стандарт в части овладения учениками универсальными учебными действиями, развития у них способностей использования их в учебной, познавательной, социальной практике, в формировании способности планировать и осуществлять свою учебную деятельность. И, что немало важно, организовать проведение своего урока в межпредметной и метапредметной плоскостях.

Конечно же, искать! Искать интересные методы, приемы, средства обучения, которые будут отличаться мотивирующим началом; объединять и совмещать различные педагогические технологии или быть изобретателем своей собственной.

И еще один важный момент. Для меня, как учителя иностранного языка, важно обеспечить формирование социокультурной компетенции, которая активно работает на социальную адаптацию обучающихся на ином качественном уровне.

Те задачи, которые стоят передо мной как учителем, обусловили естественную потребность в изменениях собственной профессиональной парадигмы. И моим решением является создание организационно-педагогической системы, направленной на улучшение, обогащение и кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации.

Мною была поставлена цель: создание организационно-педагогической системы работы учителя по формированию социокультурных компетенций обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время в разрезе развития универсальных учебных действий.

Почему именно через проектно-исследовательскую деятельность? Во-первых, исследование – природосообразная потребность человека: любознательность – постановка вопросов – поиск ответов.

Во-вторых, в условиях модернизации общего образования, в частности перехода на ФГОС, исследовательская компетентность становится ключевой, обеспечивая «самостоятельность» ребёнка, его готовность стать субъектом образовательного процесса.

Для достижения цели были поставлены задачи, которые сориентированы на развитие личности через формирование универсальных учебных действий.

При конструировании организационно-педагогической системы было изучено много материала, но упор был сделан на теоретические аспекты А.В Леонтовича в организации учебно-исследовательской деятельности школьников.

Представляемая система:

- позволяет в комплексе реализовать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС;

- направлена на личностный результат обучающегося.

Данный опыт является результатом практик, реализуемых в школе в сотрудничестве с научным руководителем НВГУ, коллегами; поисков ответов на вопросы, которые возникают в процессе внедрения ФГОС. Разработанная система ориентирована на обучающихся 2-11 классов и включает в себя три этапа.                                                           

I этап – формирующий эксперимент.

Данный этап предполагает изучение возрастных особенностей и способностей обучающихся, с целью:

- успешной адаптации младших школьников в среднем звене,

- удовлетворения стремлений подростков к самостоятельности,

- формирования социальной компетенции старшеклассников.

В результате такой работы происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание.

II этап - опытно-экспериментальный.

Он включает в себя внедрение деятельностного подхода в образовательный процесс.

 

Учащиеся  получают  информацию,  самостоятельно  участвуя  в

исследовательской деятельности.

Учащиеся  получают  информацию,  самостоятельно  участвуя  в

исследовательской деятельност

Урок английского языка проектирую в деятельностной модели обучения Л. Г. Петерсон, используя следующие технологии:

- технология проблемного обучения. При подборе видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей и задач урока, учитываю, что вся учебная деятельность на уроке должна быть представлена как система учебных задач. Эти учебные задачи даю обучающимся через создание учебных ситуаций, которые и предполагают формирование определённых УУД. Использую:

– ситуацию-проблему. Например, в ролевой игре «Литература Великобритании» обучающиеся делятся на группы: специалисты в области литературы и слушатели. В результате, решая реальную проблему, у обучающихся вырабатывается умение находить и использовать оптимальное решение, развиваются социокультурные компетенции.

– ситуацию-оценку применяю на уроках, где используется письменный анализ статей из английских журналов. Обучающиеся в реальной ситуации обсуждают, оценивают, предлагают решение, затем создают свой проект;

Учебные ситуации сопровождаются выполнением разработанных компетентностно-ориентированных заданий, которые формируют метапредметные знания и учат применять их в практической деятельности.

Смею заметить, что на сегодняшний день практически отсутствуют разработанные компетентностно-ориентированные задания, методические материалы для учителей в этом направлении, и это поле исследую самостоятельно со своими коллегами, разрабатывая задания, обучаясь на дистанционных курсах А.В. Пашкевича «Урок в рамках введения ФГОС».

 В рамках проектно-исследовательской технологии привлекаю учеников к   выполнению творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением, используя основные этапы проведения исследования. Обучение, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого ученика. Кроме того, исследовательский проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности.

В процессе применения ИКТ прослеживается межпредметная интеграция английского языка и информатики, которая позволяет оптимизировать процесс обучения одного предмета за счет другого, систематизировать работу по созданию информационных продуктов, ускорить изучение предмета с помощью компьютерных программ.

С целью обеспечения социальной адаптации обучающихся, в рамках реализации ФГОС определены социокультурные компетенции. Использую различные формы и методы, направленные на формирование данных компетенций, к примеру, участие в Международном сетевом сообществе для общения и переписки с англоязычными сверстниками; привычные, ставшие уже традиционными, методы, которые хорошо работают на достижение задач ФГОС: дискуссии, диспуты, акции.

При обучении английскому языку важную роль отвожу этапу рефлексии в рамках формирования личностных УУД. Это позволяет обучающимся проанализировать и осмыслить результаты собственной деятельности. Данную работу осуществляю в разных формах, например, «Комплимент», «Паутинка».

С целью обеспечения интеграции урочной и внеурочной деятельности разработана и внедряется авторская Программа, которая реализуется через работу «Клуба любителей английского языка», объединяющий обучающихся, увлеченных изучением языка.

Итогом работы является участие ребят в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку», а затем в конкурсах, марафонах, олимпиадах различных уровней.

И здесь не стоит забывать, что интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность.

III этап – аналитический.

На заключительном этапе проводится анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе теоретической и практической апробации организационно-педагогической системы; формулируются основные выводы, обобщаются и систематизируются полученные результаты мониторинга, проводится корректировка деятельности.

Разработанный диагностический инструментарий для мониторинговых исследований позволяет определить эффективность выбранной организационно-педагогической системы работы.

Не останавливаюсь на достигнутом. Мне хочется понять такие подходы и методы в обучении детей интересны мне или это может быть востребовано другими. И те попытки, которые мною были сделаны по распространению своего опыта, свидетельствуют о том, что это имеет право на жизнь, это имеет свои результаты.

Изучать английский язык с интересом и удовольствием. Это и есть моя основная цель как учителя. На реализацию этой цели и работает моя педагогическая система.

Уверена, что если проектно-исследовательская деятельность станет основой в подходах к обучению современных детей, то можно считать, что цель современного обучения - научить обходиться без учителей - будет достигнута.